Ирина Зюськина – художник

Молодая московская художница, Ирина Зюськина, рассказала нам о своей художественной практике, обучении, вдохновении и планах на будущее.

Здравствуй, Ира! Спасибо, что откликнулась на нашу просьбу об интервью! Если бы тебя попросили описать себя и свое творчество, используя 3-5 слов, то какие бы это были слова?

Добрый день! Спасибо, что предложили поговорить! Состояние, ощущение, звук. Я смогла подобрать эти слова не сразу, а после размышлений над другими вопросами, которые подвели к определению своего творчества. Сложно описать в трех словах себя и свою художественную практику, которая находится в постоянном процессе.

Тебе 26 лет? Какие важные события, повлиявшие на твое становление, как художника, произошли с тобой за это время?

Сейчас мне 25, если быть точнее. Сложно выделить отдельные эпизоды и события из жизни, которые стали ключевыми моментами моего становления как художника. Все складывается как пазл, поэтапно. Сначала рисовала дома, потом в художественной школе, в пятом классе поступила в Московский академический художественный лицей (сейчас МЦХШ), после него в МГАХИ им. Сурикова. Лицей сыграл значимую роль на моем пути.

 

В моей семье не было художников. И до лицея я даже не думала о том, что художник – это полноценная профессия, трудоемкая, которая распространяется на все сферы твоей жизни. Лицей приучил работать 24\7, относиться к любой своей работе как к полноценному произведению, будь то набросок или учебная постановка. В лицее я обрела самых близких друзей и семью на всю жизнь.

Расскажи пару слов о периоде обучения в МГАХИ им. Сурикова - тебе легко было учится?

Я окончила МГАХИ им. Сурикова в 2021 году, на факультете станковой живописи. У меня смешанные чувства по отношению к институту. С одной стороны, все 6 лет у меня было рабочее пространство, где я могла заниматься своим делом, воплощать свои идеи и развивать свои навыки. Я никогда не писала композиции «к просмотру», относилась к ним как к самостоятельным произведениям. Искала свой язык, нащупывала то, что мне было ценно и вызывало интерес. Меня редко вдохновляли постановки в институте, но в каждой я ставила для себя задачи, которые в дальнейшем помогали мне решать проблемы в своих картинах, будь то работа с тоном, с пятном или пространством. В любой постановке я пыталась найти какую-то зацепку или пластический ход, чтобы мне было интересно ее решить. В целом я провела эти годы с пользой для себя. Но, на мой взгляд, система обучения заметно отстает от реальной жизни и нуждается в пересмотре.

Твое вдохновение - это городская среда и ее влияние на человека. Откуда такая любовь к городу и архитектуре?

Я родилась в Москве в типовом спальном районе. С детства пейзаж вокруг выстраивался из панельных многоэтажек, школьных дворов, остановок и строек. Для меня Москва была такая. С этим связанны воспоминания о детстве, о семье, переживания и ощущения. Меня всегда завораживали виды из нашей квартиры, где визуальный ландшафт складывался из панельных домов. В детстве это вызывало такой восторг, что я до сих пор пытаюсь уловить эти ощущения в своей памяти. Архитектура стала тем самым объектом изучения, с помощью которого я исследую жизнь, пытаясь идентифицировать себя и найти свое место в этом мире. При этом мне не так интересны здания сами по себе. Скорее мне важно состояние, ощущение и звук того пространства, которое я изображаю. Очень важную роль при выборе объекта или сюжета играет свет, который даже из самой невзрачной архитектуры может сделать то, на что я могу смотреть очень долго. Живопись для меня стала способом ухватить эти состояния и в каком-то смысле присвоить их себе.

Как бы ты описала свою творческую практику сейчас? Какое твое внутреннее состояние могло бы ее охарактеризовать - уверенность, поиск, может быть какое-то другое слово придет тебе на ум?

Уверенный поиск, как-то так. Сейчас момент перезагрузки и осмысления своей практики. Весь прошлый опыт основывался на живописи и было ощущение "ограниченности". Живопись для меня многое значит, и я не собираюсь отказываться от нее. Но не все идеи и смыслы состыковываются с ней. Более точное и лаконичное высказывание может получиться, используя иные методы и материалы, которые дают новые возможности и подталкивают на новые идеи. И что важно для меня, это не идет вразрез с моей основной живописной практикой, а наоборот, дополняет её и обогащает.

На твои последние работы как-то повлияло обучение в MSCA? Почему ты решила пройти курс программы "Современное искусство"?

Для меня это было логичным продолжением академического образования. При всех ценных важных качествах, институт не давал каких-либо перспектив и понимания, что делать дальше. Вместе с этим мне хотелось максимально расширить свой круг общения, навыки и возможности. О Московской школе современного искусства (MSCA) я слышала немного, никто из знакомых до меня там не учился. И для меня это стало определенным вызовом, выходом из зоны комфорта. Совершенно другая среда. В отличие от других институций в области современного искусства, в MSCA большой акцент делается на практической части. На базе Universal University в постоянном доступе находятся различные мастерские, от аналоговой фотопечати до VR-лаборатории. На протяжении обучения мы постоянно защищаем свои проекты, получаем обратную связь от кураторов, сами выступаем в качестве кураторов выставочных проектов на значимых выставочных площадках Москвы и многое другое. Для меня – это возможность расширить и углубить свою художественную практику, обрести огромный багаж знаний и навыков. MSCA стала второй alma mater, где я всегда могу рассчитывать на поддержку и помощь. На данный момент, это самое удачное вложение в себя.

Расскажи, пожалуйста, об одном из твоих последних проектов. Правильно ли мы думаем, что это серия работ "Связь" для проекта "Хумгат" Московской школы современного искусства?

Идея этой серии пришла в марте 2022 года, когда я в какой-то момент увидела эти белые вышки, которые на фоне чистого синего неба выглядели как инородный объект, никак не связанный с окружающей средой. Меня заворожила эта форма сама по себе, в последствии я долго пыталась выявить идейную составляющую этого образа.  Для меня это стало созвучным теми событиям и временем, в котором мы оказались. Резкая перемена во всем. Люди, с которыми ты раньше общался и выстраивал планы на будущее, неожиданно уезжают, меняю места жительства. Вместе с этим теряется взаимопонимание между друг другом из-за разных взглядов и позиций. Все это обнажило хрупкость взаимоотношений, проявило то важное, что в обычной жизни воспринималось как должное. То, что мы привыкли не замечать, я выношу в своих работах на передний план. Вышки, на которые в обычной жизни мы не обращаем внимания, я выношу в поле видимости, лицом к лицу к зрителю. Работа над серией плавно встроилась выставочный проект «Хумгат» в рамках обучения в MSCA, что стало поводом углубить свои собственные идеи и мысли, копнуть глубже и посмотреть на них с другого ракурса.

А сейчас ты уже начала работать над новой серией или дала себе возможность отдохнуть?

На данный момент я продолжаю вести работу над серией «Связь». Думаю над новыми проектами и готовлюсь к выставке в Казани. Параллельно с этим в рамках обучения МSCA работаем над новыми проектами и скоро приступим к дипломным работам. Например, сейчас у нас блок по групповой практике, задача которого создать в паре или в группе совместную работу, тем самым научиться слушать и слышать друг друга, принимать совместные решения и идти на компромисс, если это необходимо. Очень полезные навыки даже в обычной жизни.

Сообщество в ВК Irina Zyuskina с твоим творчеством создано относительно недавно, в марте 2022 г., до этого момента ты использовала другую социальную сеть? Где ты сейчас рассказываешь о своем творчестве? Есть ли у тебя сайт?

Социальные сети – это хороший вспомогательный инструмент в продвижении и выстраивании коммуникаций. Инстаграм стал основной онлайн площадкой, где я делюсь своими работами и процессом, анонсами и событиями. С многими людьми и сообществами я поддерживала общение именно в Instagram. Я создала дополнительное сообщество в ВК и Telegram на фоне февральских событий 2022, чтобы не потерять круг общения и оставаться на связи. Но сейчас сил и времени хватает только на страницу в Instagram @irina.zyuskina. Важным шагом стал запуск своего сайта irinazyuskina.com, который постоянно дополняю работами, материалами и информацией. Так что you are welcome!

А какие еще способы ты используешь для продвижения своего искусства?

Помимо соц. сетей я активно участвую в выставочных проектах. Также мои работы можно увидеть и приобрести на различных маркетплейсах, таких как Bizar или Reloft.

И напоследок, есть ли какая-то фраза (ритуал, книга, человек или что-то еще), что тебя поддерживает и мотивирует?

Безусловно, даже в самые сложные и непростые времена, моей опорой и поддержкой является семья. И вера в свое дело.

А что бы ты могла пожелать тем, кто еще учится в художественном ВУЗе и только начинает свой путь?

Думаю, что важно, как можно раньше ответить себе на вопрос: зачем тебе искусство?  Можешь ли ты его не делать? Если можешь и без него, то лучше пойти заняться чем-то другим. Если нет, то действительно посвятить этому всего себя, отнестись к своему делу максимально честно и искренне. И не забывать получать удовольствие от процесса, найти и делать то, что интересно именно тебе. Постоянно расти и каждый раз подниматься на уровень выше, не боясь оступиться и сделать ошибку.

Благодарим за ответы!

Благодарю за разговор!

Герой: Ирина Зюськина

Вопросы и интервью: Катя Уплисова